18+

Прислать новость

Земфира Байбулдина: «Из театра меня уволили по статье»

12:00, 28 Мая 2019 Гульнур ИШБУЛАТОВА

Заслуженная артистка РБ, звезда экрана 2000-х годов, в прошлом ведущая телевизионного конкурса «Хрустальный соловей» Земфира Байбулдина рассуждает о том, почему она ушла с работы и занялась воспитанием детей, как нашла новое хобби и почему башкирские певцы запели на татарском языке.



Земфира Байбулдина: «Из театра меня уволили по статье»

— Как вам удается всегда удивлять поклонников своим безупречным стилем и изысканными манерами?

— Я родилась в деревне Саитбаба Гафурийского района. У нас самая обычная семья, отец работал механизатором, мать — продавщицей в сельпо. Я была старшим ребенком. Вкус либо есть, либо его нет (смеется — прим. ред.). Мама нас всегда красиво одевала. Она и сама в день по несколько раз могла менять наряды и всегда следила за модой. Красивые платья специально заказывала. Я не помню, чтобы она плохо выглядела. Отец работал простым трактористом, но был неплохим художником. С двоюродным братом они после девятого класса собирались поступать на отделение художественной графики в училище искусств, но не сложилось. Отец любил читать, выписывал много газет и журналов, но особенно запомнился мне журнал «Вокруг света». Мы читали его от корки до корки. Красивые картинки красивой жизни. Во мне тогда и проснулось желание жить со вкусом (смеется — прим. ред.)

— Вы актриса, но получили высшее филологическое образование. Как так вышло?

— Отец был против моего поступления в институт искусств. Школу я окончила с серебряной медалью, поэтому легко поступила в БГУ. Жизнь была насыщенной, конечно. Я танцевала в студенческих ансамблях «Ирандык» и «Янгузал», много гастролировала, но всегда чувствовала, что это не мое. Мечту о сцене не оставляла. Узнав случайно, что известный режиссер Рифкат Исрафилов набирает класс, перевелась на заочное отделение и пришла в институт искусств. Мне снова повезло, и я поступила без проблем. Эта среда полностью изменила меня. Общение с людьми искусства не прошло бесследно. Рада, что училась у талантливого режиссера Рифката Исрафилова. Он заставлял нас много читать, выписывал для нас интересные книги из Москвы.

— Мечта стать актрисой сбылась, но работа в театре не сложилась. Правда ли, что вас уволили из театра по статье?

Правда. Из театра меня уволили за нарушение дисциплины. Это было в 2000-е годы. Азат Надыргулов не подписал мое заявление об увольнении, а я не ходила на работу, поэтому и уволили по статье. За меня никто не вступился, кроме Хурмата Утяшева. Наоборот, на худсовете все набросились на меня: «Надо проучить эту малявку! Да кто она вообще такая?». Проработала я в театре всего полгода. Когда уходила, мне даже трудовую не отдали.

— Быть уволенной по статье в 25 лет! Сильно переживали?

— На переживания не было времени, потому что я сразу стала ведущей телевизионной передачи «Салям» на Башкирском телевидении. Мне оформили новую трудовую книжку, и уже на следующий день я сидела в студии. Будучи актрисой, я вела себя достаточно свободно, в эфире не было какой-то зажатости. Новый формат понравился руководству. Менялись ведущие, со мной в паре работали Эрнест Хайруллин, Алина Сулейманова и Фанур Ягафаров. Еще задолго до этого я прошла кастинг ведущих программы «Дарю песню». Видимо, тогда меня и заметили. Начали приглашать вести концертные программы. Помог и мой опыт, ведь я еще студенткой вела концертную программу с Сашей Кузьменко.

— Скандальный уход молодой актрисы, наверное, был резонансным?      

— С нашего курса в театр пришли три актера, но все они впоследствии покинули храм искусства. Тогда министром культуры был Талгат Сагитов. Он, конечно, меня приглашал к себе и спрашивал о причинах ухода молодых специалистов.  Руководителем в то время был Азат Надыргулов, а Рифкат Исрафилов был сослан  в Оренбург. Пока мы не закончили курс, о нас он не забывал. Поскольку Исрафилов стал неугодным человеком, представители министерства отказывались принимать наши спектакли, а дипломные работы оценивали московские критики. На дипломном спектакле по произведению Мустая Карима «Озон-озак бала сак» я играла роль Оло-иней. Закончила институт с красным дипломом.

73b8a2e2-8cf9-42c7-a38c-6a2ba25c90ec.jpg

— Вы окунулись в телевизионную жизнь, но при этом смогли оставить время и для личной жизни.

— Телевидение — это не работа, а образ жизни. Ничего вокруг не замечаешь, вся жизнь проходит на работе. Мне было 26 лет, когда я познакомилась с будущим мужем. Мы сыграли свадьбу после двух месяцев дружбы. Он был младше меня на четыре года. Это человек из совершенно другой сферы. Он мусульманин, держал уразу, соблюдал все каноны ислама. Конечно, я уделяла мало внимания семье, вся была в работе. Мы прожили три года и развелись, так и не родив детей. В это время я уже была поглощена телепрограммой «Хрустальный соловей», в 2003 году я стала автором и ведущей. Я поверила в себя, работала с любовью и всей душой. Там познакомилась с молодым певцом Радифом Зариповым, и у нас закрутился роман. Он младше меня на девять лет.

— Ощутима ли разница в возрасте?

— Уже нет. Я была влюблена в него по уши. А Радиф, может, даже и не заметил, как женился (смеется — прим. ред.). За четырнадцать лет совместной жизни он вырос духовно, пришел к исламу, очень много читал психологическую и духовную литературу. Сейчас я уже больше занята домом и детьми. Муж теперь на голову выше меня, поэтому разницы в возрасте я совсем не ощущаю. Радиф всегда был человеком с собственным мнением. В воспитании детей он взвешенно и спокойно решает проблемы.

— А как вы относитесь к религии?

— Я готовлю ему ифтар, но сама пока не готова держать уразу. Радиф духовно близок с сыном .

71717421-901c-4352-b16c-f9fc3ffe157f.jpg


— Трудно быть многодетной матерью?

— Бог подарил мне детей. Ведь у меня диагностировали бесплодие, да и в первом браке детей не было. Я решила тогда, что буду много работать. Работала над проектом «Хрустальный соловей» и считала участников своими детьми. К своему удивлению, в 2008 году я забеременела и родила дочку. Но радость материнства оценила не сразу и с грудным ребенком на руках вновь окунулась в работу. Появились новые имена проекта — Идель Нургалин, Ришат Тухватуллин, Гульфина Хамитова, Загир Исянчурин. Теперь это уже известные молодые певцы. А через три года случилась вторая беременность. Все произошло неожиданно, работы было невпроворот, на телевидении сменилась власть. Видимо, это был знак. Я поняла, что надо остановиться. Творчество и работа ушли на второй план.

— Земфира, задам сложный вопрос. Вы воспитываете необычного ребенка с синдромом Дауна. Как вы справляетесь?

— Это потрясение для каждой матери. Я тоже испытала шок. Ведь синдром Дауна испокон веков считался чем-то страшным. Я долго об этом никому не говорила, даже мои родители не догадывались, ведь Сафиюшу на первый взгляд ничего не выдает. Я даже инвалидность не оформляла, потому что считала ее обычным ребенком. Позже уже врачи настояли, и пришлось оформить документы. Дочка у меня очень бойкая и шустрая, она совсем не инвалид. Я из этого трагедию не делаю. Мы воспитываем ее в любви, и она это чувствует. Слава богу, старшие дети тоже во всем поддерживают меня, хотя нам всем пришлось пройти через многое.

— Вы в своем Instagram откровенно пишете о своей семье, о дочери. Почему вы это делаете?

Я получаю много вопросов по поводу Сафии. Люди спрашивают, как мы ее воспитываем, куда ходим, как муж выдержал все это. Многие мужчины ведь уходят из семей с больными детьми. Я делюсь своими откровениями, поддерживаю людей. Многие стесняются диагноза своего ребенка, боятся показывать его, не общаются с друзьями и родственниками. Для многих семей это становится проблемой. Я объясняю, что это такие же дети, устраиваю фотосессии для Сафии, публикую ее фотографии. Мои подписчики благодарят меня, просят о встречах. Я, конечно, никому не отказываю, встречаюсь и общаюсь с людьми.

— У вас, кажется, был проект с детьми-инвалидами?

— Да, это был проект «Под крылом» в рамках того же «Хрустального соловья». В нем участвовали дети с ограниченными возможностями от 6 до 13 лет. Я его делала один раз, но считаю его удачным. Секреты раскрывать не буду, но скажу, что в дальнейшем хочу продолжить этот проект.   

2715eb2a-4de2-45fd-82c6-7b886a75ac72.jpg


Почему вы не возвращаетесь к работе над «Хрустальным соловьем»? Проект ведь открыл столько молодых талантов.

— Молодые и уже известные исполнители Искандар Газизов, Фарида Газзалова, Ришат Тухватуллин, Альбина Килдиярова, Айгуль Сагинбаева, Радиф Зарипов стали ласточками этого проекта. Сейчас, к сожалению, таких проектов нет. Меня даже в Казани зовут Гальсар Хандубаевой («гальсар хандугас» переводится с башкирского «хрустальный соловей» — прим. ред.) В соседней республике нас тепло принимали, а певцов знали в лицо. Потом этот проект на разных каналах пробовали снимать. Зрители помнят все мои проекты («Аулак», «Тылсымлы курай», «Тормош хукмактары», «Хрустальный соловей»). Отзывы до сих пор греют мне душу. Значит, не зря все было.       

— Сейчас вы полностью растворились в семье. Стали домохозяйкой?

— Не совсем. Я занимаюсь организацией праздников, семейных торжеств, веду юбилеи, свадьбы, банкеты высокопоставленных чиновников, иногда и концерты. Это у меня в крови. Раньше на свадьбах я всегда была тамадой, игры проводила. Как-то вошло в привычку. Когда родился третий ребенок, поняла, что уже не вернусь на работу. Мы с Радифом придумали специальную программу, купили аппаратуру, дали объявление. Вот так все и началось. В тот год ни одного свободного дня не было, такой был наплыв. Сейчас все артисты зарабатывают на этом. Концерты и гастроли невыгодны, ведь неясно, придут зрители или нет. Гастроли даже расходов не покрывают.

a4d6e105-a357-407b-b5b8-566896e8b432.jpg


— А за сегодняшней эстрадой следите?

 — Слежу. Замечаю, что в последние годы башкирские исполнители, особенно выходцы из Абзелиловского, Бурзянского и Хайбуллинского районов, запели на двух языках — на татарском и башкирском. Татарский вариант они для раскрутки отправляют на ТНВ, ТМТВ и на татарское радио. В Татарстане эти услуги не бесплатны и стоят больших денег, цена доходит до миллиона рублей. Наши платят, значит, и деньги у них есть. А ведь когда-то на БСТ приходили татары. Сейчас и на уровне государства все делается ради галочки. Поэтому я хочу похвалить наших соседей. В Казани очень давно создали инновационный деловой центр «Барс-Медиа», теперь и башкиры, и татары там. В Татарстане для начинающих талантливых певцов создают различные премии, проводят фестивали, поддерживают их. А нельзя ли было в свое время такие же медиацентры создавать у нас в республике? Ведь когда-то продюсерский центр «Хрустальный соловей» объединил всех начинающих певцов. Были не только деревенские, но и те, кто пришел после института искусств. Началась ротация и на телевидении, и на радио, снимали клипы. Работали днем и ночью. Песни писали, росла популярность молодых артистов, люди ходили на концерты. Это, конечно, не нравилось многим нашим именитым артистам. Они ведь сидели спокойно в своих филармониях, а теперь проект продвигал вперед молодых. И делал это совершенно бесплатно. Правительство республики должно было обратить внимание на это, найти инвестора и создать точно такие же медиацентры. БСТ тогда был популярным каналом, нас смотрели в соседних регионах. Меня в то время узнавали в Казани, Челябинске, Оренбурге. Концерты проходили при полном аншлаге, приглашали на региональные сабантуи.

— А сейчас возможно что-то сделать? Все-таки хочется, чтобы талантливая молодежь оставалась у нас в республике.


- Надо поднимать рейтинг каналов. Раскручивая начинающих певцов, можно неплохо зарабатывать. Они уходят на ТМТВ, потому что этот канал смотрят, а у нас крутят старые клипы, показывают одно и то же. Если поднять рейтинг каналов, провести грамотную ротацию, артисты придут, еще и заплатят. Им же тоже расти хочется. Есть над чем подумать. Только наших певцов ругать не надо только из-за того, что они запели на татарском. Кушать хочется всегда, у всех есть семьи, всем хочется в профессии состояться. А зачем тогда надо было учиться? Они не виноваты, что в сфере культуры в республике застой. Наоборот, они столько средств тратят, берут кредиты, чтобы попасть в «Барс-Медиа». Я их хорошо понимаю. В Татарстане вообще много каналов, скоро вот откроется очередной «Без». У них здоровая конкуренция, у нас же друг друга не поддерживают. Если выходишь на «Туган тел», то тебя не пускают на «Курай». А что делать артисту? Почему из-за того, что руководители этих каналов не совсем понимают свою работу, должны страдать артисты? В филармонии до сих пор работают по плану, который они должны четко выполнять, иначе это отразится на зарплате. У них нет времени на творчество, поэтому и крутят песни пятилетней давности. Нужны новые песни, современная аранжировка. Базу артистам дают хорошую. В училище и институте искусств преподают сильнейшие педагоги. Если певец закончил училище искусств в Уфе, то в Казани на него сразу обращают внимание. Авторитет есть. Но потом куда они деваются? Их же много, каждый год выпускаются! Где победители разных конкурсов? Их просто не поддерживают и не раскручивают. На их концерты никто не ходит, потому что этих ребят и девушек не знают. Надо с певцами работать, а такого проекта на сегодняшний день нет.

8ebd4517-7206-42d3-b418-c9234a217542.jpg


— Что вы собираетесь дальше делать?

— Пока хочу побыть с детьми. Это счастье, когда ты никуда не торопишься и можешь уделить внимание своим детям. По совместительству я являюсь администратором Радифа Зарипова, организую гастрольные туры мужа, работаю над новыми песнями, аранжировками, дизайном костюмов, афишами. Все на мне, так что работы хватает. Веду концерты и пишу сценарии. Получаю пенсию по уходу за ребенком, целых 6 325 рублей (смеется — прим. ред.). Все у меня хорошо, Аллага шокор!

— Спасибо вам за откровенный разговор и вашу смелость. Удачи вам и вашей семье!

 

 

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ


Телеграм канал ПроУфу | Все новости: «читайте ProUfu в своём телеграм»


Последние новости

В Башкирии грабитель изнасиловал 72-летнюю бабушку, запугав ее ножом
20:01 16 Сентября 2019 | e 0
В Уфе 11-летняя девочка упала головой на металлическое основание на детской площадке
19:36 16 Сентября 2019 | e 0
Билайн запустил пилотную зону 5G в Лужниках с применением инновационного технологического решения
19:00 16 Сентября 2019 | e 0
В Уфе до конца месяца частично перекроют проспект Октября
18:51 16 Сентября 2019 | e 0
Стало известно, когда в Башкирии начнут давать отопление
18:17 16 Сентября 2019 | e 0
СК возбудил уголовное дело о мошенничестве с пенсионными деньгами 500 тысяч россиян
17:33 16 Сентября 2019 | e 0
Стало известно, кто может стать премьер-министром вместо Дмитрия Медведева
17:00 16 Сентября 2019 | e 0
Башкирия не будет участвовать в эксперименте по введению четырехдневной недели
16:55 16 Сентября 2019 | e 0
Опубликована афиша мероприятий «Театральной ночи - 2019» в Уфе
16:41 16 Сентября 2019 | e 0
В Башкирии начальник местного отдела полиции обвиняется в вымогательстве взятки
16:31 16 Сентября 2019 | e 0

Новости партнеров


Лонгриды

Уличное искусство для всех. Теперь не только на улицах!
15:21 16 Сентября 2019 | e 0
Айгуль Утяганова: «Быть женственной не значит быть слабой»
14:40 16 Сентября 2019 | e 0
Нацпроект «Здравоохранение» в Башкирии: Московская команда не справляется?
11:50 16 Сентября 2019 | e 0
«Взятка или подарок»: История о том, как в Башкирии осудили врача за коррупцию
12:04 15 Сентября 2019 | e 0
Как с помощью витаминов превратить осень из унылой поры в «очей очарование»?
14:09 14 Сентября 2019 | e 0
Мусорная реформа в Башкортостане. На круглом столе вынесли сор из избы
12:53 13 Сентября 2019 | e 0
Кому урежут финансирование? Проект бюджета Башкирии на 2020-2021 годы в сферах образования и культуры
17:45 12 Сентября 2019 | e 0
«Просто фантастика». Экологическая статистика Башкортостана vs суровая реальность
18:27 11 Сентября 2019 | e 0
В Башкирии детям-инвалидам отказывают в бесплатном питании в школе
10:10 11 Сентября 2019 | e 0
Скульптор Ханиф Хабибрахманов об отношении Ялалова к созданию фонтана «Семь девушек» и почему ему не выплатили гонорар
11:45 09 Сентября 2019 | e 0


Самое читаемое



Рекомендуемое